Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

Заявление Петрова Н.В. о признании не соответствующими Конституции РФ положений абзаца 3 статьи 13 Закона РФ «О государственной тайне» (досье №1034)

Материалы дела

0 Жалоба в Конституционный суд 73 КБ (doc) Скачать

Краткое изложение материалов дела

Заявление о признании не соответствующими Конституции РФ положений абзаца 3 статьи 13 Закона РФ «О государственной тайне», поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, толкование данной нормы исходит из того, что зафиксированный в ней максимальный 30-летний срок засекречивания сведений распространяется только на документы, засекреченные после введения в действие Закона РФ «О государственной тайне» (т. е. после 21 сентября 1993 года).

19 марта 2012 года Петров Никита Васильевич и его представитель — адвокат Иван Павлов, обратились в Конституционный Суд РФ с жалобой, основанием которой явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции РФ положения абзаца третьего статьи 13 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне» (далее — Закон РФ «О государственной тайне») в том смысле, который придается им правоприменительной практикой.

По мнению заявителя, Положения абзаца третьего статьи 13 Закона РФ «О государственной тайне» нарушают конституционное право на свободный поиск и получение информации, поскольку сложившееся в правоприменительной практике толкование данной нормы исходит из того, что зафиксированный в ней максимальный тридцатилетний срок засекречивания сведений распространяется только на документы, засекреченные после введения в действие Закона РФ «О государственной тайне» (т. е. после 21 сентября 1993 года).

Как указал заявитель, сложившийся в практике подход позволяет органам власти продлевать срок секретного хранения документов, засекреченных до 1993 года, на неограниченное количество лет на оснований лишь заключений внутриведомственных экспертиз, без получения заключения специально уполномоченного органа (межведомственной комиссии по защите государственной тайны).

Вследствие этого, по мнению заявителя, подавляющее большинство архивных документов, с момента засекречивания которых прошло более 30 лет, в настоящее время продолжают оставаться на секретном хранении и быть недоступными для граждан, в том числе для историков, исследователей и других пользователей архивами, несмотря на то обстоятельство, что содержащаяся в них информация уже давно утратила свою актуальность.

22 ноября 2012 года — вынесено определение Конституционного Суда РФ об отказе в принятии жалобы.

В определении суд разъяснил, что по буквальному смыслу части четвертой статьи 13 Закона РФ «О государственной тайне», 30-летний срок засекречивания подлежит применению в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне как до, так и после вступления в силу данного Закона.