Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

Дело по заявлению о признании незаконным бездействия Министерства юстиции РФ, выразившегося в отсутствии ответа на запрос заключения антикоррупционной экспертизы. (досье №1035)

Краткое изложение материалов дела

Минюст представил возражение на заявление Суворовой Т.А. о признании незаконным решения органа власти, в котором ссылался на служебную тайну и тот факт, что предоставление копий заключений иным лицам, кроме разработчиков проектов, не предусмотрено.

19 декабря 2012 года Суворова Т.А. обратилась в Министерство юстиции Российской Федерации с запросом о предоставлении информации о деятельности государственных органов. В своем запросе Суворова Т.А. просила предоставить следующую информацию:

1. Сообщить, проводилась ли Министерством юстиции Российской Федерации антикоррупционная экспертиза проекта федерального закона № 47244-6 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»;

2. В случае, если данная экспертиза проводилась, предоставить мне копию заключения антикоррупционной экспертизы законопроекта № 47244-6 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»;

3. При невозможности предоставления указанной в п. 2 информации в форме копии документа, прошу предоставить мне возможность ознакомления с данной информацией в том виде, в каком она имеется в вашем органе.

Ответ на запрос не последовало. В связи с чем Суворова Т.А. подала заявление в суд о признании незаконным бездействия органа власти.

В ходе судебного разбирательства по рассмотрению указанного заявления на судебном заседании 10 июля 2013 года в результате ознакомления с письменными возражениями Минюста России на заявление Суворовой Т.А. стало известно, что Минюстом России направлялся в её адрес ответ на запрос от 25.01.2013. Указанным ответом ей было отказано в предоставлении запрошенной информации.

Минюст представил возражение на заявление Суворвой Т.А. в котором указал в качестве обоснования отказа в предоставлении информации положение абзаца третьего пункта 15 Регламента Правительства РФ, согласно которому «поступившие на рассмотрение в Правительство документы, а также принятые по ним решения до их опубликования в установленном законодательством Российской Федерации порядке относятся к материалам, содержащим служебную информацию».

По мнению заявительницы, указанный пункт не может служить основанием для ограничения доступа к запрошенной ею информации по следующим основаниям: Регламент Правительства Российской Федерации регулирует лишь деятельность Правительства РФ и не распространяет свое действие на регулирование вопросов предоставления информации, имеющейся в Минюсте. Кроме того, сам абзац третий пункта 15 Регламента Правительства РФ не устанавливает каких-либо ограничений на доступ к информации: в данной норме лишь указывается, что поступившие в Правительство РФ на рассмотрение документы относятся к «служебной информации», однако отсутствует указание на то, что доступ к такой «служебной информации» ограничивается. При этом термин «служебная информация» в настоящее время законодательно не определен, и отсутствует федеральный закон, который бы устанавливал ограничение на доступ к такой категории информации, как «служебная информация».

Также в своем ответе Минюст сосллся на то, что предоставление копий заключений иным лицам, кроме разработчиков проектов, нормативными правовыми актами не предусмотрено.

По мнению заявительницы, указанный довод являлся несостоятельным, поскольку обязанность органов власти по предоставлению информации о своей деятельности, в том числе запрошенной ею информации, предусмотрена Федеральным законом от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее — Федеральный закон № 8-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 8-ФЗ, его действие распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. При этом согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона № 8-ФЗ, под «информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» понимается «информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее — подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации».

Из указанного определения следует, что к категории «информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» может быть отнесена любая информация, имеющаяся в органе власти (созданная им самим либо поступившая в него извне) в связи с осуществлением им своих полномочий.

Заключение антикоррупционной экспертизы проекта федерального закона № 47244-6 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» было создано Минюстом России в рамках возложенной на него обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Из изложенного следует, что заключение антикоррупционной экспертизы проекта федерального закона относится к категории «информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», и на отношения по обеспечению доступа к данному документу распространяются положения Федерального закона № 8-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона № 8-ФЗ, устанавливается принцип открытости и доступности информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Согласно п. 6 ст. 6 Федерального закона № 8-ФЗ, одним из способов обеспечения доступа к указанной информации является предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В соответствии с п.п. 1 и 3 ст. 8 Федерального закона № 8-ФЗ, пользователь информацией имеет право получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации, доступ к которой не ограничен.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 8-ФЗ, доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.

Из указанных норм следует, что пользователь информацией (физическое или юридическое лицо) имеет право на получение любой информации о деятельности государственных органов по запросу, за исключением лишь той информации, доступ к которой ограничен федеральным законом и которая отнесена к охраняемой законом тайне.

Между тем, в настоящее время в действующих федеральных законах не установлено ограничений на доступ к такой информации, как заключения антикоррупционной экспертизы.

11 декабря 2013 года Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга отказал истице в удовлетворении заявленных требований.