Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

Верховный Cуд РФ постановил разделять экстремизм и критику власти

Пленум Верховного Суда РФ принял постановление О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности . В нем обобщена практика судебных процессов последних лет и даны рекомендации судам по правильной классификации экстремистской деятельности.

Появление этого документа отнюдь не случайно. Уже в течение многих лет юристы и правозащитники говорят о массовом росте уголовных дел по обвинению в экстремистской деятельности. Органы прокуратуры и Следственного комитета в регионах нередко возбуждали абсурдные дела, приводившие к судам, жертвами которых очень часто становились журналисты и редакторы СМИ. Уже сложилось устойчивое мнение о том, что обвинение в экстремистской деятельности используется правоохранительными органами для давления на СМИ.

И вот в постановлении №11 от 28 июня 2011 года О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности Пленум Верховного суда указывает:

При рассмотрении уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности судам следует обеспечивать, с одной стороны, охрану публичных интересов (основ конституционного строя, целостности и безопасности Российской Федерации), а с другой защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина свободы совести и вероисповедания, свободы мысли, слова, массовой информации, права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом .

Суд подчеркивает также, что преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, следует отграничивать от преступлений, совершенных на почве личных неприязненных отношений .

В постановлении разъясняется: Под публичными призывами (статья 280 УК РФ) следует понимать выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятельности .

Важно, что Верховный Суд дает прямое указание обращать внимание на положения ФЗ О СМИ , если в деле участвует средство массовой информации: При решении вопроса об использовании средств массовой информации (часть 2 статьи 280 и статья 282 УК РФ) судам следует учитывать положения Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-I О средствах массовой информации (с последующими изменениями) . Это указание облегчит журналистам защиту в судах в случаях, когда в своих публикациях они защищали общественный интерес, пользуясь профессиональными правами, предоставленными им законом.

Отдельно Верховный Суд оговаривает случаи, когда обвиняемые совершили свои действия в отношении чиновников и политиков: При установлении в содеянном в отношении должностных лиц (профессиональных политиков) действий, направленных на унижение достоинства человека или группы лиц, судам необходимо учитывать положения статей 3 и 4 Декларации о свободе политической дискуссии в средствах массовой информации, принятой Комитетом министров Совета Европы 12 февраля 2004 года, и практику Европейского Суда по правам человека, согласно которым политические деятели, стремящиеся заручиться общественным мнением, тем самым соглашаются стать объектом общественной политической дискуссии и критики в средствах массовой информации; государственные должностные лица могут быть подвергнуты критике в средствах массовой информации в отношении того, как они исполняют свои обязанности, поскольку это необходимо для обеспечения гласного и ответственного исполнения ими своих полномочий. Критика в средствах массовой информации должностных лиц (профессиональных политиков), их действий и убеждений сама по себе не должна рассматриваться во всех случаях как действие, направленное на унижение достоинства человека или группы лиц, поскольку в отношении указанных лиц пределы допустимой критики шире, чем в отношении частных лиц .

В постановлении подчеркивается: Не является преступлением, предусмотренным статьей 282 УК РФ, высказывание суждений и умозаключений, использующих факты межнациональных, межконфессиональных или иных социальных отношений в научных или политических дискуссиях и текстах и не преследующих цели возбудить ненависть либо вражду, а равно унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе .

Отдельно Верховный Суд затрагивает проблему проведения экспертиз в делах об экстремистской деятельности: При назначении судебных экспертиз по делам о преступлениях экстремистской направленности не допускается постановка перед экспертом не входящих в его компетенцию правовых вопросов, связанных с оценкой деяния, разрешение которых относится к исключительной компетенции суда. В частности, перед экспертами не могут быть поставлены вопросы о том, содержатся ли в тексте призывы к экстремистской деятельности, направлены ли информационные материалы на возбуждение ненависти или вражды . К сожалению, до нынешнего времени подобные случаи были не редкостью в судебной практике.

Эксперты надеются, что принятое Постановление сделает судебную практику по экстремистским делам более разумной, а позицию журналистов, критикующих власть более защищенной от давления.