Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

В базе размещено новое определение суда по делу о пропаганде нацистской символики

В базе размещено новое определение суда по делу, связанному с демонстрацией и пропагандой нацистской символики. Напомним, что в начале этого года белгородская газета Житье-Бытье опубликовала пресс-релиз и фото, полученные от белгородской таможни о задержании на границе почтовых марок времен Третьего рейха. Прокурор Белгорода из-за того, что на изображении марок присутствуют свастика и портреты Адольфа Гитлера, решила, что газета демонстрирует и пропагандирует нацистскую символику.

В результате в адрес издателя газеты ИД Свободная пресса поступило предписание привлечь виновных в публикации к дисциплинарной ответственности.

В предписании упоминалась еще одна публикация газеты, где журналисты якобы нарушили закон. Речь шла о заметке, в которой сообщалось об антитеррористических мерах, принимаемых на белгородском автовокзале и в аэропорту после теракта в Домодедово. Прокуратура посчитала, что таким образом редакция разгласила конфиденциальные сведения о противодействии терроризму.

После того, как директор издательского дома обжаловал данное предписание, суд принял решение, что оно незаконно. Однако прокуратура продолжала отстаивать своию позицию и подала кассационное представление. Белгородский областной суд отказал прокуратуре в кассационном представлении, таким образом подтвердив решение суда первой инстанции об отсутствии в публикациях газеты пропаганды нацистской символики и нарушения антитеррористического законодательства.

Определение Белгородского областного суда примечательно не только тем, что защитило свободу массовой информации (судебная практика по данной категории дел далеко не в пользу данной свободы), но и важными правовыми позициями, толкующими неопределенные нормы закона.

В частности, суд особо подчеркнул:

«… не влекут ответственности такие действия, если они совершены в целях, не связанных с пропагандой нацистской атрибутики и символики, включая, в частности, подготовку и публикацию материалов, осуждающих нацизм либо излагающих объективные события».

И далее указал


«при разрешении данного спора следует оценивать не только использованные в газете изображения, но и контекст самой статьи, привлекающей внимание читателей к обсуждению общественно значимых вопросов, связанных с деятельностью таможни, но не направленный на пропаганду нацизма с целью формирования у широких масс населения соответствующих взглядов».

Все материалы по делу, а также судебные акты смотрите в досье № 104.